Основные требования к установке огнетушителей в пассажирских поездах
Правила пожарной безопасности необходимы для того, чтобы предотвратить возникновение пожара и его распространение. Их соблюдение является залогом благополучия и сохранности жизни людей. Пренебрегать ими ни в коем случае нельзя. Требования к соблюдению правил пожарной безопасности относятся ко всем: и к частным лицам, и к организациям, в том числе и к РЖД.
Возгорание в поезде может произойти по разным причинам. Огонь в вагоне распространяется очень быстро. По этой причине особенно важно, чтобы в каждом вагоне пассажирского поезда было необходимое количество всех необходимых средств, которые предотвратят возгорание и распространение огня. Важно соблюдать требования того, где находятся переносные огнетушители в пассажирском вагоне. Огнетушитель — это основное устройство, необходимое для тушения пожара. В данной статье рассмотрены основные требования к тому, где и как должны располагаться данные противопожарные устройства, а также к их количеству.
Основные правила расположения огнетушителей в вагонах
Благодаря огнетушителю можно предотвратить возникновение или распространение пожара. После приведения этого устройства в действие под давлением выходит специальная жидкость, которая гасит огонь. Существуют разные типы огнетушителей с разными составами. Для поездов требования к ним установлены Правилами пожарной безопасности для пассажирских вагонов, которые утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2016 г. № 213.
В соответствии с указанными правилами, каждый вагон пассажирского поезда должен быть оборудован следующими огнетушителями:
- Углекислотный огнетушитель, который имеет объем не менее 5 литров, в количестве 2 шт. Можно установить один такой огнетушитель объемом не менее 10 литров. Этот тип огнетушителя пломбируется как запорное, так и предохранительное устройства.
- Пенный огнетушитель объемом не менее 10 литров в количестве 1 шт.
- Самосрабатывающий огнетушитель в количестве 1 шт.
- Самоспасатели СПИ-20 в количестве от 2 шт.
- Стационарное противопожарное оборудование.
Важно! Если будет использован вид огнетушителя, который не соответствует вагону и имеет другое назначение, то ситуация может ухудшиться. Перед тем как тушить возгорание, необходимо убедиться в соответствующем составе баллона.
Проверку огнетушителей вентильного типа проводят один раз в три месяца, а пистолетного — один раз в год.
За соблюдение противопожарных правил безопасности ответственными являются следующие лица:
- начальник членов экипажа поезда;
- проводники;
- электромеханики;
- сотрудники, которые отвечают за безопасность и ликвидируют нарушения и которые проводят обслуживание специальных вагонов, вагонов-ресторанов и вагонов для служебного использования.
Во время следования поезда уполномоченные сотрудники могут провести проверку соблюдения противопожарных норм в вагонах.
Почему возникает пожар в поезде
Разные причины способны привести к возгоранию в поезде. Это могут быть и технические неисправности, и нарушения правил пожарной безопасности пассажирами. Возгоранию всегда предшествует запах гари, который свидетельствует о перегреве элементов поезда.
Пожар в вагоне может быть спровоцирован в связи со следующим:
- Под вагоном поезда находится электрическое оборудование. В нем произошел сбой.
- На проводке скопилось очень много грязи и пыли.
- В электрическом оборудовании сломались некоторые элементы.
- К электрической сети подключены не соответствующие ей устройства.
- Попадание воды или другой жидкости на электропроводку.
- Около электрических элементов перевозились или хранились горючие материалы.
- В работу электрической системы вмешалось неквалифицированное лицо. Данное лицо допустило ошибку, работая с сетью.
- Внутри вагона использовался открытый огонь.
- Курение в неположенном месте вагона.
Важно! Большую часть возникших в пассажирских вагонах пожаров можно быстро предотвратить, так как они развиваются постепенно. Однако возможны исключения.
Виды огнетушителей, которые используются в поездах
Пассажирский поезд, согласно установленным нормативам, может быть оборудован следующими огнетушителями:
- Порошковые: в состав входит мелкодисперсная пыль. Она распространяется на участке возгорания и перекрывает контакт огня с кислородом. Это останавливает горение. Используются для тушения пожара на открытом воздухе и в помещении. Также могут применяться и для тушения загоревшегося электрооборудования. Порошковый вид огнетушителей является самым универсальным переносным типом огнетушителей. Данное устройство бывает разного объема и формы. Они могут быть переносными и стационарными.
- Углекислотные: устройства переносного типа. В них входит состав из двуокиси углерода. Широко применяются в быту и в промышленности. Выходя из сопла, данная жидкость принимает форму газообразной смеси с кристаллическими микрочастицами. При использовании данного устройства, его корпус охлаждается до −60 градусов. По этой причине важно соблюдать осторожность. Углекислотная жидкость значительно снижает температуру в очаге возгорания и эффективно способствует прекращению самого процесса горения. Такие средства пожаротушения используют для материалов, которые способны гореть без участия кислорода.
- Самосрабатывающий: относится к группе порошковых огнетушителей. Это современное средство пожаротушения, которое способно обнаружить пожар и автоматически привести огнетушитель в действие. Он сделан из стекла. Емкость этого огнетушителя заполнена порошком и газообразователем. В случае когда температура достигает критических отметок, данный огнетушитель срабатывает сам. Сначала в нем увеличивается объем газа, затем разрушается колба и происходит выброс песка. Благодаря такому виду огнетушителей обеспечивается круглосуточная защита от пожара. Автоматический огнетушитель используется для тушения электрооборудования в вагоне. Также его можно применять при воспламенении твердых материалов или горючих жидкостей.
- Воздушно-пенный: переносной огнетушитель, в состав которого входит вода и различные смеси. После выхода под давлением этого состава из огнетушителя, образуются пена, которая подавляет горение. Нельзя применять данный вид, если возникло возгорание электрооборудования под напряжением. Существует несколько видов этого типа: переносной, универсальный или стационарный.
Все переносные огнетушители, которые используют в пассажирском поезде, можно разделить по способу срабатывания на следующие виды:
- Ручные: они приводятся в действие при нажатии на рычаг.
- Автоматические: они приводятся в действие автоматически
- Смешанный тип: возможно использование вручную или автоматически. Способ применения этого вида определяется экипажем и сложившейся обстановкой.
Таким образом, разные виды огнетушителей позволяют использовать их в разных ситуациях.
Как и где должны располагаться огнетушители в вагонах
Размещение огнетушителей в вагонах поездов осуществляется в соответствии со строгими правилами, которые утверждены соответствующими документами. Их устанавливают в определенных местах, чтобы в экстренных ситуациях их не пришлось искать.
Необходимо, чтобы в вагонах были оборудованы следующие противопожарные устройства:
- В малом коридоре со стороны рабочего и нерабочего тамбуров. Во втором случае располагается углекислотный вид, а в первом случае — порошковый или воздушно-пенный вид.
- При проведении ремонтных работ пенный самосрабатывающий огнетушитель устанавливается в электрощитах.
- На потолке или стене около возможного источника возгорания, в том числе и над электрическим оборудованием, должен находиться самосрабатывающий огнетушитель.
В ресторане пассажирского поезда необходимо наличие переносных огнетушителей, установленных по указанной выше системе. Однако набор огнетушителей в данном случае будет другим. В обоих тамбурах устанавливаются воздушно-пенные устройства. Около электрического щитка размещают углекислотный огнетушитель.
Важно! В багажном вагоне пассажирского поезда дополнительно необходимо выделение места, где будет закреплен пожарный топор с ломом.
Установка пожарной сигнализации
Помимо необходимости наличия огнетушителей, пассажирские поезда должны быть оборудованы пожарной сигнализацией. Ее основное предназначение заключается в обнаружении пожара, когда происходит возгорание.
Пожарная сигнализация включает следующие элементы:
- Пожарный приемник.
- Контрольный прибор.
- Комплект пожарных извещателей.
На контрольном приборе установлены световые сигнальные устройства, а также кнопки управления. Извещатели могут быть трех видов: дымовые, тепловые, комбинированные.
Основные правила использования огнетушителей
Использование огнетушителей любого типа в пассажирском поезде необходимо проводить по определенным правилам:
- Переносные огнетушители, которыми оборудованы пассажирские поезда, нельзя направлять на горящее тело человека.
- Если причиной возгорания стали электрические приборы, то тушить их возможно только порошковыми или углекислотными огнетушителями.
- Если на кожу попало средство из огнетушителя, то необходимо незамедлительно смыть ее водой с содой или стереть тканью.
- Без защитных средств на руках запрещено браться за раструб углекислотного огнетушителя.
- Когда огонь тушится вручную песком, то нельзя поднимать его выше уровня глаз.
- Применять воздушно-пенные огнетушители необходимо только тогда, когда от ответственного лица пришла информация о том, что снято напряжение на объекте возгорания.
- Если горящий предмет расположен менее чем в двух метрах от электрической сети, то его можно тушить углекислотными, порошковыми и аэрозольными средствами. Однако здесь нельзя производить тушение с крыши.
- Электросеть при возгорании обесточивают путем аварийного отключения питания.
- Чтобы привести огнетушитель в действие, необходимо сорвать пломбу и выдернуть чеку. Затем на очаг возгорания направить раструб. Далее необходимо нажать на рычаг ЗПУ.
Важно! Огнетушитель — опасное устройство, поэтому при его использовании важно соблюдать осторожность и определенные правила безопасности, так как существует опасность токсического влияния паров углекислоты на организм человека.
Сотрудники экипажа пассажирских поездов проходят специальное обучение правилам пожарной безопасности. Также членами сдаются соответствующие экзамены. Все члены экипажа должны четко знать:
- Где точно и в каком количестве вагон должен быть оборудован огнетушители.
- Чем отличаются огнетушители между собой.
- Сколько всего огнетушителей в салоне.
- Допустимые действия в конкретной ситуации и способы быстрого составления плана действий.
Учеба членов экипажа пассажирского поезда организуется дважды в год для закрепления знаний работников. Также каждый год после учебы сдаются необходимые зачеты.
Кроме того, каждый сотрудник РЖД должен иметь основные знания о противопожарной защите, которые связаны с эвакуацией пассажиров и работе с ними. В связи с этим особое внимание при обучении уделяется тому, как работать с людьми при пожаре и оказывать первую помощь пострадавшим.
Таким образом, огнетушители являются важнейшим элементом в соблюдении противопожарной безопасности в пассажирском поезде. По этой причине им уделяется особенное внимание и контролируется их исправность. Огнетушители должны быть гарантией защиты пассажиров на время всего пути. Очень важно соблюдение всех правил установки и использования данных устройств. Все сотрудники РЖД проходят обучение и сдают экзамен, связанный с соблюдением правил пожарной безопасности в вагонах.